Аэродинамические характеристики самолетов в дальнем вихревом следе от других самолетов
Исследования аэродинамических характеристик самолетов в дальнем вихревом следе от других самолетов показывают, что вихревой след может представлять для самолетов реальную опасность. На рис. 8.12 представлена зависимость коэффициента момента крена самолета Як-40 вдоль координаты Oz, проходящей через центр правого концевого вихря от самолета Ил-76. Видим, что значения
Рис. 8.10. Зависимости коэффициента момента рыскания my вдоль координаты Y |
Рис. 8.11. Зависимости коэффициента момента крена mx вдоль координаты Y |
коэффициента момента крена по абсолютной величине достигают 0,06, что значительно превышает располагаемый mx от элеронов (mxpacn = 0,027). На рис. 8.12 показано положение правого концевого вихря через 65 c после пролета этого сечения самолетом Ил-76 на высоте H = 40 м со скоростью V = 340 км/ч при скорости Бокового ветра справа W = —1м/с. Вихрь находится на высоте H = 20 м над центром взлетно-посадочной полосы. Скорость самолета Як-40 в расчете принималась равной V = 230км/ч. На рис. 8.13 представлены зависимости коэффициентов подъемной силы Cya и момента тангажа mz самолета Як-40 для тех же условий полета. Коэффициент момента тангажа рассчитан относительно центра масс самолета Як-40. На рис. 8.14 представлены зависимости коэффициентов Боковой силы Cza и момента рыскания my. Видим заметное изменение этих коэффициентов самолета Як-40 вдоль координаты 0z, проходящей через центр правого концевого вихря от самолета Ил-76.
Рис. 8.12. Изменение коэффициента момента крена самолета Як-40 в вихревом следе самолета Ил-76, t = 65 c |
Рис. 8.13. Зависимости коэффициента подъемной силы Cya и коэффициента момента тангажа mz самолета Як-40 в вихревом следе самолета Ил-76, t = 65 c |
Расстояние, м Рис. 8.14. Зависимости коэффициента Боковой силы Cza и коэффициента момента рыскания my самолета Як-40 в вихревом следе самолета Ил-76, t = 65 c |
Рис. 8.15 представляет зависимости коэффициентов моментов крена, рыскания и тангажа самолета Як-40 вдоль координаты Oz, проходящей через центр правого концевого вихря от самолетов Ил-76, Ан-124, В-747 и A-38O. Скорость самолетов — генераторов вихрей была одина-
ковая и составляла V = 300км/ч, высота полета H = 40 м. Самолет Як-40 входил в вихревой след через 25c после пролета самолетов — генераторов вихрей данного сечения, что соответствовало удалению X = 2,1 км. При этом состояние атмосферы принималось как весьма устойчивое (СА = 1). Видим, что при этих условиях вихревые следы от всех самолетов представляют для Як-40 реальную опасность особенно по моменту крена. Например, вихревой след от самолета А-380 создает момент крена (mx = — 0,2) почти на порядок превышающий располагаемый от элеронов (mxpacn = —0,027).
На рис. 8.16 представлены зависимости коэффициентов подъемной и боковой сил самолета Як-40 вдоль координаты Oz, проходящей через центр правого концевого вихря от самолетов Ил-76, Ан-124, В-747 и А-380. При этом скорость самолетов — генераторов вихрей также была одинаковая и составляла V = 300км/ч, высота полета H = 40 м. Самолет Як-40 входил в вихревой след также через 25 с после пролета
самолетов — генераторов вихрей данного сєчєния. Для оценки приведенного силового воздействия концевых вихрей от самолетов-генераторов на рис. 8.17 представлены поля возмущенных скоростей за самолетами Ил-76, Ан-124, В-747 и А-380 в момент времени t = 25,2 с на удалении 2,1 км. В нижнєй части показан масштаб скоростей.
Рис. 8.16. Изменение коэффициентов подъемной и Боковой силы самолета Як-40 в вихревом следе самолетов Ил-76, Ан-124,В-747 и А-380 |